Матеріали Конференції: Володимир Каплун: "Ідея проекта, який об&#146єднає навчання правам та захист прав людини в школі"

 

Идея проекта, который объединит обучение правам и защиту прав человека в школе

Докладчик: Владимир Каплун, ХПГ.

Программа «Розуміємо права людини» является ярким достижением, успешным прорывом в области обучения правам человека. Ему предшествовала продуктивная работа профессиональных педагогических объединений, создавших и внедривших замечательные курсы: «Практичне право», «Ми – громадяни України», «Громадянська освіта» и другие.

К сожалению, бесправное положение основной массы учителей (это проявляется, например, в регулярном использовании их в качестве «админресурса») и чрезмерно авторитарные методы управления в системе образования являются серьезными препятствиями для эффективного распространения уже имеющегося опыта в обучении ПЧ. В итоге примеры успешной работы остаются маленькими островками в море псевдо-обучения, фальшивость которого очевидна даже детям. Как нельзя только рассказывать о математике или о физкультуре, так недостаточно только говорить о правах человека.

Когда-то Юрий Корнилов из Одессы написал в редакцию нашего бюллетеня: «Урок права в бесправной школе есть урок лицемерия… Лучший урок права в школе – пример человеческого достоинства самого учителя, которое он не позволяет попирать никому. Даже государству». («ПЛ. Громадянська освіта», серпень 1999 р.)

Заслуживают внимания также слова Михаила Жукотского, учителя из г. Орджоникидзе Днепропетровской области: «Порушення прав дітей в закладах освіти сьогодні обумовлено в першу чергу порушенням прав педагогічних працівників. Сьогодні в школі склалася ситуація, за якої забуто таке поняття як умови праці вчителя, а обов&#146язками вчителя органи місцевого самоврядування та держадміністрації, що займаються питаннями освіти, маніпулюють на власний розсуд... Залучення до правозахисної практики учнів, батьків та найбільш активних вчителів створить систему противаг і утримань для владних структур в системі освіти... Включення учнів в діяльність по пропаганді правових знань; збору та аналізу фактів правопорушень, яка здійснюватиметься в невимушеній атмосфері співпраці матиме набагато більше користі ніж збільшення кількості годин на викладання правових курсів у і без того перевантаженому навчальному плані». («ПЛ. Громадянська освіта», березень 2000 р.)

Среди учителей распространено недоверчивое, настороженное или даже враждебное отношение к ПЧ: они думают, что ПЧ, никак не защищая их и никак не помогая, только еще больше нагружают их дополнительными обязанностями. Если же все более значительная часть учителей будет становиться нашими союзниками, это может в корне изменить общую ситуацию и с обучением детей.

Учителя – это особая социальная группа, которой необходимо обеспечить приоритетную защиту – подобно тому, как это делается для журналистов. Поэтому необходимы фонды и правозащитные структуры, которые будут специализироваться на мониторинге и защите прав учителей. (Только сами учителя могут создавать независимые профсоюзы. Такие инициативы – там, где они возникают, – должны быть поддержаны и защищены гражданским обществом)

Я хочу предложить идею проекта, в основе которого создание чего-то вроде экспертного учебно-практического центра по защите прав человека в системе образования. Команду проекта должны составить юристы, специализирующиеся на проблемах и правовых конфликтах в системе образования, и представители этой системы, хорошо знающих ее изнутри.

В Центр смогут обращаться участники учебного процесса (школьники, их родители, учителя и администраторы системы образования) за правовой помощью и рекомендациями. Сюда же партнерскими правозащитными организациями передаются для экспертного анализа аналогичные обращения. Если к учителю права, как к правозащитнику, обратятся школьники и их родители, учитель должен иметь возможность обратиться в Центр за экспертной поддержкой.

 «Изюминкой» проекта является использование опыта разрешения типичных ситуаций в системе образования для обучения учителей, школьников и их родителей. Такое обучение – на примерах, которые всем хорошо знакомы – становится тесно связанным с повседневной окружающей действительностью. А как только какая-то из проблем, связанных с ПЧ, возникнет в данной школе, все уже будут знать, куда обратиться за правовой помощью и где можно познакомиться с опытом разрешения подобных ситуаций.

Основные принципы работы и функции Центра могут стать предметом широкого обсуждения. Затем собранная команда займется детальной разработкой проекта. В качестве затравки предлагаю свое представление о возможном алгоритме обработки обращений.

Если конкретный правовой конфликт, с которым обращаются в Центр, может быть эффективно разрешен в рамках действующей правовой системы, на его основе создается типичная ситуация с рекомендациями по ее разрешению (а также – модельный или учебный пример, который будет распространяться и использоваться при обучении). Если же ситуация не разрешается в правовом поле удовлетворительным образом, следует искать причины и возможности их устранения. В обобщенном обезличенном виде ситуация с различными вариантами действий выносится на широкое обсуждение. (Кстати, это важное умение, которому надо обучать и учителей, и детей: формулировать правовую ситуацию, абстрагируясь от личностей и их интересов). Рассматривается вопрос об инициировании изменений в законодательстве или общественные кампании в поддержку законопроектов, необходимость которых стала очевидной. В любом случае нужно отслеживать каждую ситуацию до конца. Если заявителю была даны рекомендации, воспользовался ли он ими? Если – нет, то почему? Если – да, то с каким результатом? И т.д.

Ситуация конфликта, конечно, неблагоприятна для учебного процесса и обстановки в школе, и, конечно, ее следует избегать. Но даже одно понимание вышестоящим начальством, что его самодурство может встретить серьезный отпор, будет сдерживать развращающее влияние власти. В школах также есть спрос на помощь со стороны профессиональных медиаторов – специалистов по разрешению конфликтов, поэтому целесообразно привлечь и их к работе Центра.

Первые положительные результаты создадут Центру репутацию и широкую известность. Начать же можно с мониторинга соблюдения прав человека в школе – в развитие того мониторинга, который проводился в 2000 году, но с бОльшим упором на экспертную помощь «утопающим»  и на их стратегическую поддержку. Социологические опросы в рамках мониторинга позволят еще до получения индивидуальных обращений создать базу типичных ситуаций и начать их анализ и обсуждение в педагогическом и правозащитном сообществах.

Автор: 
www www